Рассмотрены концептуальные основы понятия «потребление» в зарубежной классической социологии. Разработана авторская теоретическая схема анализа потребления. Представлены подходы к потреблению в рамках структурного функционализма на уровне макросоциального анализа – классовый, институциональный подходы, в основе которых лежит принцип социальной организации и подчинения, а социальными функциями потребления выступают стратификация и установление контроля со стороны заинтересованных систем, а также на уровне микросоциального анализа – социально-культурный подход, в основе которого находится принцип идентификации, а социальные функции потребления заключаются в рациональности субъектов в процессе самореализации и установления социальных коммуникаций в условиях ценностно-нормативной системы культуры. В результате обзора научной литературы выявлено, что на современном этапе среди исследователей не было достигнуто консенсуса по принятию широкого определения понятия «потребление» в социологии, поскольку оно, как правило, задается контекстом исследования. На основе анализа социологических подходов к потреблению было сформулировано его определение как социальной деятельности по удовлетворению материальных и духовных потребностей путем приобретения, использования, уничтожения и отчуждения благ, в результате которой определяются, устанавливаются и поддерживаются социальные различия и отношения, социальная структура, институциональное влияние, ценностно-нормативная система культуры, социальная идентичность, стили жизни, социальные связи и коммуникации.
1. Овруцкий, А. В. Социология потребления: основные направления исследования / А. В. Овруцкий // Наука о человеке: гуманитар. исслед. – 2010. – № 5. – С. 160–167.
2. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен ; пер. с англ., вступ. ст. С. Сорокиной. – М. : Прогресс, 1984. – 367 с.
3. Зиммель, Г. Избранное : [в 2 т.] / Г. Зиммель ; [сост.: С. Я. Левит, Л. В. Скворцов ; отв. ред. Л. Т. Мильская]. – М. : Юристъ, 1996. – Т. 2 : Созерцание жизни. – 607 с.
4. Бурдье, П. Различение: социальная критика суждения / П. Бурдье ; пер. с фр. О. И. Кирчик // Экон. социология. – 2005. – Т. 6, № 3. – С. 25–48.
5. Blue, S. The Sociology of consumption / S. Blue // The Cambridge handbook of sociology / еd. K. O. Korgen. – Cambridge, 2017. – Vol. 2 : Specialty and interdisciplinary studies. – Р. 265–274.
6. Horkheimer, M. Dialectic of enlightenment: philosophical fragments / M. Horkheimer, T. Adorno ; transl. E. Jephcott ; еd. G. S. Noerr. – Stanford : Stanford Univ. Press, 2002. – 282 p.
7. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе ; пер. с англ. А. А. Юдина. – М. : АСТ : Ермак, 2003. – 331 с.
8. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. и сопровод. ст. С. Зенкина. – М. : Рудомино, 2001. – 218 с.
9. Бодрийяр, Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. – М. : Республика : Культур. революция, 2006. – 268 с.
10. Izberk¬Bilgin, E. An interdisciplinary review of resistance to consumption, some marketing interpretations, and future research suggestions / Е. Izberk-Bilgin // Consumption Markets & Culture. – 2010. – Vol. 13, № 3. – Р. 299–323. https://doi.org/10.1080/10253861003787031
11. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман ; пер. с англ. В. М. Коробочкина. – М. : Весь мир, 2004. – 185 с.
12. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман ; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М. : Логос, 2005. – 390 с.
13. Douglas, M. The world of gods: towards an anthropology of consumption / M. Douglas, B. C. Isherwood. – London : Routledge, 1996. – 169 p. https://doi.org/10.4324/9780203434857
14. Sassatelli, R. Consumer culture: history, theory and politics / R. Sassatelli. – London : Sage Publ. Ltd, 2007. – 249 p. https://doi.org/10.4135/9781446212684
15. De Certeau, M. The practice of everyday life / М. de Certeau. – Berkeley : Univ. of California Press, 1984. – 229 p.
16. Miller, D. Material culture and mass consumption / D. Miller. – Oxford : Basil Blackwell, 1987. – 240 p.
17. Mayr, C. Implication of the symbolic interactionist perspective for the study of taboo consumption / C. Mayr. – Klagenfurt : Alpen-Adria-Univ., 2018. – 21 p. – (IfS Discussion Paper ; 5).