PT - JOURNAL ARTICLE AU - Горный А. С., TI - Эга­-дакументы як крыніцы па гісторыі беларускага нацыянальнага руху ў міжваеннай Заходняй Беларусі DP - 2020-08-05 TA - Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук 4100 - 10.29235/2524-2369-2020-65-3-286-297 SO - https://www.academjournals.by/publication/14027 AB - Представлены основные теоретические подходы, существующие в отечественной и зарубежной историографии по проблеме эго­документов как исторических источников. Анализируется роль голландского историка Жака Прессера в создании этого термина и его распространении в зарубежной исторической науке в 1980– 1990 гг. Автор статьи, принимая во внимание европейский опыт, дает собственное определение термина «эго­документы», адаптированное к белорусской историографии, и подчеркивает научную целесообразность активного использования эго­документов при изучении истории белорусского национального движения в межвоенной Западной Беларуси.Раскрывается научная ценность эго­документов как источников для изучения различных тем, связанных с историей белорусского национального движения в межвоенной Западной Беларуси. На примере писем в белорусский книжный магазин в Вильно анализируется научный потенциал деловой переписки как части эпистолярных источников. Выделяется пять видов мемуарной литературы, которые расширяют наши знания о различных вехах жизни и деятельности активистов белорусского движения в межвоенной Западной Беларуси. Анализ университетских автобиографий и curriculum vitae подчеркивает недостаточное количество исследований по этому типу эго­документов и его научную ценность при изучении взаимоотношений между белорусскими активистами и польским государством. Среди автобиографического жанра есть два малоисследованных типа документов: автобиографические анкеты и следственные автобиографии, которым исследователи уделяют мало внимания в научной практике.Делаются выводы о незначительном использовании эго­документов при изучении истории белорусского движения в межвоенной Западной Беларуси. Антропологический поворот в историографии определил стремление сов­ ременных историков обратить внимание на проблему повседневной жизни белорусского движения, его локальные измерения, что предопределяет активное использование эго­документов в качестве исторических источников.