Несомненный интерес вызывает процесс образования единой белорусской нации, который быстрыми темпами продвигается в середине–конце XIX века и совпадает с деятельностью народников. Идеология народничества является не только политико-просветительским учением, направленным на деятельное преобразование социальной действительности, но и имеет под собой фундаментальную философскую базу. Важно проанализировать философские основания, заложенные в эту идеологию, чтобы понять, какую роль она сыграла в становлении белорусской нации.Рассматриваются восемь спорных философских проблем, на которые даёт ответы доктрина народничества. Цель статьи – провести анализ позиции народников касательно этих вопросов и показать главное отличие белорусского варианта народничества от российского. Для этого необходимо решить несколько задач: раскрыть причины появления народничества, взаимоотношения народничества и церкви, показать спорные тезисы в рассматриваемой идеологии. Проведя подобный философский анализ, можно прийти к выводу, что идеология народничества значительно отличалась от общепринятого в то время религиозного мироощущения. Она была инструментом влияния оппозиционно настроенных интеллектуальных элит на крестьянство с целью ликвидации политической пассивности широких людских масс в Российской империи. Однако преодоление политической пассивности населения в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Российская империя, ставило на повестку дня вопрос национальностей и ряд других острых проблем. В итоге белорусское течение народничества, хоть и являлось «левым» по иным убеждениям, но делало большой акцент на «правой» идее самостоятельности и политической независимости белорусской нации.