ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАТЕГОРИИ ОБОБЩЕНИЯ В НАУЧНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Зиневич Н. В.
2017

Во введении настоящей статьи показывается значение мыслительной операции обобщения в гносеологии и лингвистике, а именно ее роль в процессе познания окружающей действительности и передаче его результатов средствами языка. Цель статьи – уточнить категориальный статус обобщения с интердисциплинарных позиций и представить комплексный анализ средств его материальной реализации в научном тексте. В основной части проводится сопоставление категориального статуса обобщения в лингвистике и философии. Как показал анализ, в обеих науках обобщение рассматривается в качестве одной из центральных категорий, которая активно участвует в выделении других категорий, что позволяет приписать ей метакатегориальный статус. Характерной особенностью лингвистической категории обобщения является ее план выражения, который зачастую рассматривается с позиций теории поля. В дополнение к традиционно выделяемым языковым уровням функционально-семантического поля обобщен- ности предлагается учитывать уровень текста, основной единицей которого является обобщающее высказывание выводного характера. Как показало исследование, план содержания таких высказываний в значительной мере предопределяется контекстуально старой информацией, но вместе с тем может содержать кванты нового знания. В заключении статьи делаются выводы об особенностях функционирования обобщающих высказываний в научном тексте. Подчеркивается, что такие высказывания являются по своей природе динамичными единицами, которые не только обеспечивают связность и интеграцию научного текста, но и активно участвуют в механизме текстообразования. 

Зиневич Н. В. ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАТЕГОРИИ ОБОБЩЕНИЯ В НАУЧНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук. 2017;(4):65-74.
Цитирование

Список литературы

Похожие публикации