%0 article %A Качков Д. И., %T Применение модели освоения языка к решению задачи обработки малых языков %D 2022 %R 10.37661/1816-0301-2022-19-1-96-110 %J Информатика %X Решается задача построения компьютерной модели малого языка. Ее актуальность обусловлена необходимостью устранения информационного неравенства между носителями различных языков, востребованностью новых инструментов для исследования малоизученных языков и инновационных подходов к моделированию языка в условиях дефицита ресурсов, необходимостью поддержки и развития языков малых народов.При решении задачи обработки малых языков на этапе описания проблемной ситуации преследуются три основные цели: обоснование проблемы моделирования языка в условиях дефицита ресурсов как особой задачи в сфере моделирования естественных языков, обзор литературы по соответствующей теме и разработка концепции модели усвоения языка с относительно малым числом доступных ресурсов. Используются методы компьютерного моделирования с применением нейронных сетей, обучение с частичным привлечением учителя и обучение с подкреплением.В  работе  приведен обзор  литературы, посвященной моделированию  изучения  лексики,  морфологии и грамматики родного языка ребенком. На основании современных представлений о ходе изучения языка предложена архитектура системы обработки малого языка, которая при обучении опирается на компьютерное моделирование онтогенеза. Выделены основные компоненты системы и принципы их взаимодействия. В основе системы лежит модуль, построенный на базе современных диалоговых языковых моделей  и  обученный на  каком-либо крупном языке,  например английском. При обучении используется промежуточный слой, который представляет высказывания в некотором абстрактном виде, например, в символах формальной семантики. Соотношение между формальной записью высказываний и их переводом на целевой малый язык изучается методом моделирования процесса усвоения лексики и грамматики языка ребенком. Отдельный компонент имитирует неязыковой контекст, в котором происходит изучение языка.В статье исследуется задача моделирования малых языков. Дано подробное обоснование актуальности моделирования малых языков: показана социальная значимость этой проблемы, польза ее решения для лингвистики, этнографии, этнологии и культурной антропологии. Отмечена неэффективность подходов, применяемых к крупным языкам, в условиях дефицита ресурсов. Предложена модель изучения языка с помощью имитации онтогенеза, которая опирается как на полученные результаты в области компьютерного моделирования, так и на данные психолингвистики. %U https://www.academjournals.by/publication/18227