PT - JOURNAL ARTICLE AU - Шемаров А. И., AU - Гриневич Е. Г., TI - Формирование ИКТ-компетенций при подготовке научных кадров DP - 2022-07-06 TA - Библиотечно-информационный дискурс 4100 - 10.47612/2791-2841-2022-2-1-5-14 SO - https://www.academjournals.by/publication/6718 AB - Статья посвящена анализу формирования и развития ИКТ-компетентности при подготовке научных кадров. Показано, что комплексное развитие науки напрямую связано с развитием информационно-коммуникационных технологий вне зависимости от существующей инфраструктуры этих технологий. Рассмотрены тесная связь и взаимовлияние науки и информационных технологий в разные исторические периоды развития человечества. Приведены перечни законов, регулирующих научную деятельность, а также основные положения и определения этой деятельности, закрепленные в законодательствах Республики Беларусь и Российской Федерации. Описаны предпосылки формирования компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий в научной среде. Проанализированы современные компетенции, которые являются необходимыми для проведения научных и (или) научно-технических (технологических) исследований с дальнейшей коммерциализацией научных и (или) научно-технических (технологических) результатов в виде внедрения инновационных проектов, направленных на решение экономических, социальных или иных общественно значимых задач. Перечислены основные составляющие принятой в настоящее время общеевропейской системы компетенций, разделенные на три группы: инструментальные, отражающие уровень развития когнитивных и методологических способностей, технологических и лингвистических навыков личности; межличностные, выявляющие индивидуальные способности (выражение чувств, отношение к критике и самокритике), социальные навыки (межличностные отношения, работа в команде); системные, позволяющие видеть части компетенций в их связи и единстве. Проанализированы основные современные ИКТ-компетенции, важные для научно-исследовательской деятельности и академической карьеры, которые необходимо формировать и развивать у молодых ученых.